Официальные извинения    8   10074  | Становление корпоративизма в современной России. Угрозы и возможности    132   22882  | «Пролетарская» Спартакиада 1928 г. и «буржуазное» Олимпийское движение    710   65244 

Предвыборная риторика и реальная политика Ж. Болсонару

К началу июля 2020 г. прошло полтора года с момента официального вступления в должность главы государства Жаира Месиаса Болсонару – праворадикального политика популистского толка. Его победа на выборах в октябре 2018 г. вызвала бурю эмоций и противоречивых оценок как в самой Бразилии, так и за ее пределами. Пришедший к власти на волне борьбы с преступностью и коррупцией, Ж. Болсонару отличился своими резкими высказываниями в отношении левых режимов в Латинской Америке и социально ориентированной политики его предшественников в Бразилии, демонстрацией симпатий к военному правлению, а также антидемократическими выпадами. Являясь ярым сторонником Д. Трампа, Ж. Болсонару призывал защитить Бразилию от глобализации, пересмотреть ее участие и обязательства в многосторонних форматах, включая БРИКС, резко сократить отношения с Китаем и максимально переориентировать внешнюю политику и экономические связи на США [1. С. 4–6].

Прошедшие 18 месяцев позволяют подвести промежуточные итоги развития Бразилии в новом политическом цикле и оценить:

– насколько оправдались ожидания резкого правого поворота во внутренней и внешней политике страны;

– удалось ли правительству Ж. Болсонару улучшить социально-экономическую ситуация в стране в 2019 г.;

– как повлиял глобальный кризис 2020 г., спровоцированный пандемией COVID-19, на экономику Бразилии.

Бразильские и международные реалии объективно привели к сглаживанию крайностей, прозвучавших в высказываниях Ж. Болсонару на электоральной и постэлекторальной стадиях. Неизбежной стала коррекция его позиции и методов правления, а тесный союз новой администрации с военной элитой заставил правительство более ответственно подходить к вопросам приватизации в стратегических секторах бразильской экономики и в целом к роли государства, а также принимать более взвешенные решения в области внешней политики, включая сближение с США.

 

Между Китаем и США

Курс на углубление интеграции Бразилии в мирохозяйственные связи, на создание режима наибольшего благоприятствования для импорта высокотехнологичной продукции и иностранных инвестиций неизбежно вступил в противоречие с практикой вульгарного протекционизма и подмены международного права нормами национального законодательства США.

Болсонару демонстрирует способность менять свои подходы к целому ряду проблем по сравнению с тезисами предвыборной кампании. Яркий пример – отношения с Китаем, где от жесткой предвыборной риторики бразильский лидер перешел к более глубокому пониманию баланса рисков и выгод от взаимодействия с азиатским гигантом.

Переход к прагматичной внешней политике особенно ярко проявился в октябре 2019 г., когда Ж. Болсонару  посетил Китай в ходе своего азиатского турне. Еще в начале года фраза Ж. Болсонару о том, что «Китай не покупает у Бразилии, а покупает Бразилию», рассматривалась как свидетельство возможного охлаждения китайско-бразильских отношений. Поездка стала своего рода оформлением примирения между странами. Не последнюю роль в усилении тенденции на сближение с Китаем сыграло мощное давление со стороны аграрного и горнодобывающего бизнеса Бразилии.

В Пекине было подписано 11 двусторонних соглашений в области энергетики, образования, науки и сельского хозяйства, а также ряд санитарных протоколов по экспортным товарам (термообработанная говядина, хлопковые отруби, некоторые фрукты). Удалось достичь договоренностей о том, что китайские госкомпании в консорциуме с «Петробраз» примут участие в аукционах по разработке подсолевых месторождений нефти. В итоге они стали единственными иностранными инвесторами на этих аукционах.

Еще 8 соглашений, обеспечивающих рост взаимной торговли и инвестиций, были подписаны на полях саммита БРИКС в Бразилиа в ноябре 2019 г. Среди них санитарный протокол для поставки в КНР дынь, соглашения о сотрудничестве в агротехнологиях, в области транспорта и здравоохранения, о создании благоприятных условий для взаимных частных инвестиций в сектор услуг, о создании платформы обмена информацией для роста инвестиций и др. Были достигнуты договоренности о предоставлении КНР Бразилии 100 млрд долл. из пяти государственных фондов в рамках инвестиционной программы [11].

По итогам 2019 г. товарооборот с Китаем составил 98,14 млрд долларов. Несмотря на небольшое сокращение взаимной торговли по сравнению с 2018 г., Поднебесная продолжает оставаться крупнейшим партнером Бразилии (24,4% внешней торговли), существенно  опережая по данному показателю США (14,9%). Китай выступает основным импортером бразильской сои (78,5% всего ее экспорта в 2019 г.), сырой нефти (64%), железной руды (59,1%), целлюлозы (44%) и замороженной говядины (41%) [7]. Китай входит в число крупнейших инвесторов в экономику Бразилии, уступая лишь США. С начала 2003-го по сентябрь 2019 г. в стране были реализованы 175 инвестиционных  проектов с участием китайского капитала на 80,5 млрд долларов. В последние 5 лет основной объем прямых инвестиций Китая направлялся в модернизацию транспорта, телекоммуникаций и энергосистемы, играющих важную роль в снижении издержек и повышении конкурентоспособности Бразилии [8]. Конкретным наполнением сотрудничества в области высоких технологий стал совместный запуск 20 декабря 2019 г. бразильско-китайского спутника с китайского космодрома Тайюань (провинция Шаньси). CBERS-4A стал шестым спутником, разработанным в рамках двустороннего соглашения Пекина и Бразилиа от 1988 года [4].

Несмотря на давление США и настойчивые призывы не закупать в Китае телекоммуникационное оборудование для сетей 5G, в ноябре Ж. Болсонару принял главу «Хуавей» в Бразилии. Ранее, во время своего визита в Китай, он заявил, что поставщик оборудования будет выбран по результатам  аукциона, а не по политическим соображениям.

Во многом шаги Белого дома по сближению с Бразилиа продиктованы стремлением не допустить укрепления отношений Бразилии с Китаем и Россией, особенно в области технологий и безопасности. В марте 2019 г. Ж. Болсонару совершил свой первый официальный зарубежный визит в США для участия в двусторонней встрече с Д. Трампом. Одним из основных результатов стало подписание двустороннего соглашения о защите технологий, которое позволит возобновить полноценное функционирования космодрома Алкантара в штате Мараньян. Коммерческие запуски космических аппаратов не только США, но и других стран могут начаться  уже в 2022 году. В конце ноября 2019 документ прошел процедуру ратификации в соответствии с бразильским законодательством [5]. 

31 июля Д. Трамп объявил Бразилию одним из ключевых союзников США вне НАТО. Этот статус облегчает приобретение американских вооружений, хотя и не предполагает институциональной привязки Бразилии к американской системе безопасности. На данный момент 17 стран являются ключевыми союзниками США вне альянса, в том числе Австралия, Аргентина, Кувейт и Республика Корея. В мае прошлого года американские власти официально поддержали заявку Бразилии на вступление в ОЭСР, а в январе 2020 г. направили соответствующее письмо в организацию. Ради вступления в ОЭСР Бразилия готова отказаться от преференций, которые распространяются на развивающиеся страны в рамках ВТО [12].

Однако отношения Бразилии с США складываются далеко не так радужно, как рассчитывал Ж. Болсонару. Несмотря на предсказуемую поддержку Соединенных Штатов в их торговой войне с Китаем, Бразилия рискует оказаться в роли ответчика в торговых конфликтах, постоянно доказывая свою невиновность и лояльность США. Если в марте 2019 г. Бразилии удалось избежать включения в список стран, стальная продукция которых облагается пошлинами в размере 25%, то уже в декабре Трамп в Twitter сообщил о решении вновь ввести пошлины на экспортируемые Бразилией в США сталь и алюминий. При этом он обвинил монетарные власти Бразилии в намеренном обесценении национальной валюты, чтобы обеспечить бразильским компаниям конкурентные преимущества. Только личные переговоры Болсонару с Трампом позволили отложить принятие этих жестких протекционистских мер, но это не означает, что данный механизм давления на Бразилию не будет применен уже в ближайшем будущем, особенно на фоне углубления бразильско-китайских отношений [18].

России будет сложно налаживать взаимопонимание с Бразилией в сфере внешней политики. Высока вероятность столкнуться с недружественными шагами по чувствительным для России пунктам международной повестки дня, в том числе по вопросам, относящимся к положению в Венесуэле, Кубе, Никарагуа. Крупному бразильскому бизнесу в отдельных случаях придется считаться с эффектом вторичных антироссийских санкций США [1. С. 91].

Однако это не предполагает обострения в отношениях с Россией. Основой для взаимопонимания может стать заинтересованность бразильских деловых кругов в расширении торгово-экономического сотрудничества. Положительную роль способны сыграть общие консервативные ценности, прагматическое признание национальных интересов, стремление к многополярности мира и повышению статуса новых мировых держав. Сейчас особое значение приобретает налаживание контактов ключевых представителей национальной предпринимательской элиты и военных кругов России и Бразилии. Сохранит свое позитивное значение и взаимодействие стран в формате БРИКС, что подтверждается результатами прошедшего в ноябре 2019 г. саммита организации в Бразилиа.

 

Социально-экономическая политика, итоги 2019 г.

В 2019 г. ситуация в Бразилии оставалась напряженной, что не могло не сказаться на внутренней политике Ж. Болсонару. Жесткая стартовая позиция его администрации, занятая на волне дискредитации предшественников, особенно в социальной сфере, смягчалась по мере нарастания трудностей в реализации предвыборных обещаний. Учитывая высокую «чувствительность» данной сферы для населения, пересмотр социальной политики в сложившейся экономической ситуации оказался не реальным.

С самого начала предвыборной кампании президент столкнулся с резким противодействием различных социальных групп. В частности, против его политики выступали и женщины, недовольные сексистскими высказываниями Болсонару, и индейцы из Амазонии, требующие прекратить расширение добычи полезных ископаемых в тропических лесах. В июне 2019 г. около 45 млн бразильцев вышли на улицы 200 городов всех штатов страны, требуя отмены пенсионной реформы, обсуждаемой в парламенте, сохранения бюджетных расходов на образование и принятия новой программы для обеспечения экономического роста.

На фоне ряда негативных тенденций отмечался рост недовольства населения главой государства, что неизбежно сокращало «пространство для маневра». Так, по данным Бразильского института изучения общественного мнения и статистики, в декабре 2019 г. более половины опрошенных (53%) не одобряли его деятельность на посту президента. Уровень доверия к нему упал с 55 до 49%. В декабре 2019 г. лишь 29% респондентов положительно оценили работу правительства Болсонару (в январе – 49%), 31% – удовлетворительно и 38% – негативно. Наибольшее одобрение получила деятельность правительства в сфере общественной безопасности (50%), самую негативную оценку – меры в сфере здравоохранения, регулирования процентных ставок и налогообложения [21]. 

Тем не менее, сокращение госрасходов, пенсионная реформа и создание условий для роста частных инвестиций (включая снижение налоговой нагрузки на бизнес) остаются важнейшими направлениями экономической политики Ж. Болсонару. В октябре 2019 г. Сенат Бразилии во втором чтении принял поправки к конституции, вносящие изменения в систему пенсионного обеспечения (повышение минимального возраста выхода на пенсию, зависимость размера пенсии от официальной зарплаты и трудового стажа, введение прогрессивной шкалы пенсионных отчислений). Это событие стало первым значимым достижением экономического блока правительства Болсонару за почти десять месяцев его пребывания у власти. Поскольку пенсионная реформа в Бразилии утверждается как поправка к конституции, она вступит в силу только после ее официального обнародования Национальным Конгрессом. Это должно произойти на специальной сессии Сената, дата которой пока не определена.

Кабинет министров Ж. Болсонару придерживается линии на «освобождение» бизнеса от излишней опеки государства, придание экономике большей подвижности и динамизма. В планах на ближайшее будущее – упрощение фискальной системы, объединение нескольких федеральных налогов в один и снижение налоговой нагрузки. 

Составной частью этого курса является и приватизация госкомпаний, которая, по мнению правительства, позволит в ближайшие 2-3 года снизить финансовую нагрузку на госбюджет, создать до 10 млн новых рабочих мест и привлечь иностранных инвесторов. Федеральный верховный суд Бразилии 6 июня 2019 г. частично снял запрет на приватизацию госкомпаний без согласования с парламентом. Исполнительная власть получила право передавать в частные руки дочерние предприятия 46 головных госкомпаний страны. Среди них 36 входят в структуру «Петробраз», 30 – в «Элетробраз», 16 принадлежат крупнейшему госбанку «Банку ду Бразил». Однако приватизация материнских компаний по-прежнему требует согласия законодателей и вряд ли будет ими одобрена, учитывая негативное отношение бразильских военных к продаже крупнейших предприятий. По итогам 2019 г. поступления в казну от приватизации 18 компаний, входящих в структуры «Петробраз» и «Элетробраз», превысили 13 млрд долларов, еще 13,7 млрд было сэкономлено в результате сокращения инвестиций и отмены субсидирования более 35 компаний с госучастием [6]. 

В августе 2019 г. бразильские власти анонсировали приватизацию еще 16 госкомпаний в рамках реализации программы партнерства и инвестиций. Общая стоимость всего пакета активов превысит 500 млрд долларов. Список пополнился телекоммуникационной компанией «Телебраз», оператором почтовых услуг «Корреос», национальным производителем микроэлектроники «СЕИТЕК», компанией «Кодесп», управляющей портом Сантус. Национальный банк социально-экономического развития должен оценить перспективы реализации программы в зависимости от ситуации на рынке. Он может рекомендовать правительству подождать с продажей каких-либо активов, оставив их в госсобственности, или  закрыть убыточные госпредприятия [2].

Оптимистические ожидания, что президент страны сможет добиться экономического подъема, к концу 2019 г. сошли на нет.  Темпы роста ВВП Бразилии в 2019 г. снизились до 1,1% по сравнению с 1,3% в 2017–2018 гг. Промышленное производство сократилось на 1,1% на фоне максимального за десятилетие спада в горнодобывающей отрасли, составившего 9,7%. Безработица достигла 11,0% экономически активного населения, причем среди молодежи от 18 до 24 лет почти каждый третий не имел постоянного дохода. Инфляция выросла до 4,3% [9].

Несмотря на продолжение курса на сокращение госрасходов, существенных улучшений в бюджетной сфере не произошло. По итогам 2019 г. дефицит госбюджета составил 5,9% ВВП (первичный дефицит до выплаты процентов – 0,9%), размер госдолга –75,8% ВВП [17. P.162].

Внешняя торговля Бразилии за 2019 г. показала худший результат за четыре года. Экспорт сократился на 7,5%, импорт в Бразилию снизился на 3,3%. Совокупный товарооборот с зарубежными государствами составил 420,5 млрд долл., что на 5,7% ниже, чем годом ранее. Положительное сальдо торгового баланса упало на 20,5% [7]. На динамике бразильского экспорта негативно сказалось ухудшение экономической ситуации в Аргентине, повлекшее снижение поставок автомобилей. По отгрузкам бразильской сои ударила вспышка африканской чумы свиней в Китае. В целом же ситуация во внешней торговле страны отражала состояние мировой экономики в 2019 г., которое характеризовалось  замедлением роста глобального ВВП и торговли.

Среди основных факторов, негативно отразившихся на бразильской экономике в 2019 г., эксперты отмечают низкий урожай зерновых и сахарного тростника, прорыв плотины на руднике компании «ВАЛЕ», рецессию в соседней Аргентине. Среди положительных моментов следует отметить снижение базовой ставки ЦБ Бразилии с 6,5% до 4,5% в 2018-2019 гг., рост инвестиций на 2,2%, увеличение притока прямых иностранных инвестиций (на 25,7% до 88,3 млрд долл.) и рост золотовалютных резервов (374,7 млрд долл. на конец 2019 г.) [14. P. 33; 123; 151].

В целом экономика Бразилии подошла к 2020 г. в ослабленном состоянии. Низкие темпы роста ВВП и деловой активности, высокий уровень безработицы, бюджетный дефицит и ощутимый госдолг, неустойчивые позиции на мировом рынке товаров и услуг – все это негативно отразилось на ситуации в стране в 2020 г. и существенно усилило  риски, связанные с глобальным кризисом, вызванным COVID-19.

 

Влияние COVID-19 на экономику Бразилии

В 2020 г. мировая экономика вошла в рецессию из-за распространения новой короновирусной инфекции COVID-19, глубина которой больше, чем во время мирового кризиса 2008-2009 годов. В результате произошло резкое снижение деловой активности и глобального спроса на товары и услуги, разрушение цепочек поставок, падение цен на нефть и отток капитала из развивающихся стран.

По оценке МВФ (апрель 2020 г.), в 2020 г. глобальная экономика сократится на 3.0%, но уже в 2021 ожидается рост на 5,8%. ВВП США в 2020 г. снизится на 6,1% (+ 4,7% в 2021 г.), еврозоны упадет на 7,5% (+4,7%), Китая покажет рост на 1,2% (+9,2%), Латинской Америки сократится на 5,2% [13. P. IX].

В начале апреля 2020 г. ВТО опубликовала обновленные прогнозы по мировой торговле. Было представлено два сценария: «оптимистический» оценивает падение объемов торговли на 13% в 2020 г.; «пессимистический» предполагает, что мировая торговля может сократиться примерно на 1/3 от уровня 2019, что больше похоже на Великую депрессию [20. P.1].

Первый случай заболевания коронавирусом в Латино-Карибской Америке (ЛКА) зафиксирован в Бразилии 26 февраля. Власти латиноамериканских государств имели возможность ознакомиться с особенностями инфекции и мерами, принимаемыми в других странах. Большинство государств ЛКА пошли по пути отмены занятий в школах и университетах, введения режима самоизоляции и закрытия наземных границ.

Бразилия наиболее сильно пострадала от коронавирусной инфекции среди стран Латинской Америки, что неудивительно, учитывая, что значительная часть 210-миллионного населения страны сконцентрирована в крупных мегаполисах. Так, в агломерации Сан-Паулу проживает 19,9 млн человек, часть которых (жители фавел) лишены элементарных санитарных условий и не имеют доступа к медицинским услугам.

На ухудшении эпидемиологической ситуации сказалась нерешительность федеральных властей. Особо следует отметить позицию Ж. Болсонару, который недооценил опасность нового коронавируса, пренебрег рекомендациями ВОЗ и Минздрава Бразилии, проводил публичные встречи и противодействовал введению ограничительных мер губернаторами штатов. Президент активно критиковал мероприятия, ограничивающие торговлю и услуги в бразильских штатах для борьбы с распространением COVID-19, и выступал за необходимость «вертикальной изоляции», при которой только граждане из группы риска и старше 60 лет должны оставаться дома. В результате конфликт президента и региональных властей из-за разных подходов к борьбе с эпидемией стал предметом судебных разбирательств, поставив страну на грань социально-политического кризиса.

31 марта Адвокатская палата Бразилии направила жалобу в Верховный суд, в которой действия президента назвали фактором, усугубляющим санитарный кризис. Он был обвинен в неадекватном использовании полномочий для разрешения чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, недостаточных или опасных действиях. С жалобой в Верховный суд обратились также главные оппозиционные партии Бразилии, требующие немедленного отстранения Болсонару от власти ввиду неспособности урегулировать эпидемиологический кризис. В свою очередь, Бразильская ассоциация юристов за демократию (ABJD) подала в Международный уголовный суд иск против президента страны, обвинив его в совершении преступлений против населения на фоне распространения коронавируса [3].

Точку в конфликте поставил Верховный суд Бразилии, который 16 апреля 2020 г. предоставил губернаторам штатов и муниципальным властям автономию от федерального правительства в определении необходимых ограничительных мер и масштабов самоизоляции для борьбы с коронавирусом, существенно ограничив полномочия федерального правительства и президента Болсонару в данном вопросе [3].

Сами бразильцы в основном серьезно относятся к инфекции: соцопросы в наиболее сильно пострадавшем от COVID-19 мегаполисе Сан-Паулу в начале мая 2020 г., показали, что примерно семь из десяти респондентов считали ограничения, принятые министром здравоохранения, губернатором штата Сан-Паулу и мэром его одноименной столицы, адекватными. Позицию президента считали неадекватной 57% респондентов. Среди интернет-пользователей, проживающих в центральном районе города Сан-Паулу, эта доля достигает 80% [16].

Очевидно, что режим самоизоляции в Бразилии, как в других странах мира, отрицательно скажется на экономике, приведет к сокращению  экономической деятельности, бегству капиталов, росту курса доллара. Для борьбы с последствиями COVID-19 правительство Бразилии 16 марта 2020 г. анонсировало комплекс мер по поддержке экономики и населения на три месяца на сумму почти 30 млрд долларов.

К концу апреля 2020 г. эта сумма возросла до 236,8 млрд долл., из которых 104,9 млрд было направлено на поддержку платежеспособности и занятости на пострадавших предприятиях, включая снижение выплат в фонды социального страхования, предоставление налоговых каникул и отсрочек платежей по долговым обязательствам. Объем помощи штатам и муниципалитетам, на которые возложена основная миссия по борьбе с новым коронавирусом, составил 26,7 млрд долл. [10. P. 1–3].

Таблица 1.

Меры Правительства Бразилии по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики

Показатель

Сумма (млрд долл.)

Доля в ВВП (%)

Поддержка наиболее уязвимых слоев населения

45,4

3,0

Поддержка платежеспособности и занятости на предприятиях

104,9

6,8

Помощь штатам и муниципалитетам

26,7

1,7

Кредитная поддержка

54,9

3,6

Финансирование мер борьбы с коронавирусом (закупка медицинского оборудования, научные разработки, тесмтировпание, подготовка врачей)

4,9

0,3

Всего

236,8

15,5

Источники: составлено по: 10. P. 1.

Примечание: данные на 28.04.2020.

 

Среди мер поддержки бразильского бизнеса следует отметить льготное кредитование малых и средних предприятий (МСП) и финансирование пострадавших отраслей и производств через госбанки. Такие кредиты превысили 54,8 млрд долларов. Субсидирование процентных ставок, широко использовавшееся правительствами Лулы да Силва и Дилмы Русефф и особенно жестко критикуемое либеральной частью правительства Ж. Болсонару, оказалось максимально востребованы. Так, «Федеральный сберегательный банк» (Caixa) предоставил кредитные линии в размере 29,8 млрд долл. МСП на пополнение оборотного капитала. «Банку ду Бразил» направил 20 млрд долл. на оборотный капитал, инвестиции, досрочное погашение дебиторской задолженности, поддержку агробизнеса и кредитование физлиц. «Национальный банк социально-экономического развития» (BNDES) направил на поддержку МСП и различных отраслей экономики, включая нефтегазовую, транспорт, электроэнергетику, торговлю и услуги, более 7,4 млрд долл. [10. P. 3–4].

Для удешевления кредитования и стимулирования экономики 18 марта 2020 г. Центральный банк Бразилии снизил базовую процентную ставку SELIC на 50 б.п. до исторического минимума в 3,75%. Размер помощи ЦБ для поддержания ликвидности кредитных институтов в 2020 г. составит 240 млрд долл., для пополнения капитала - еще 640 млрд долл. [10. P. 1]. 

Столь масштабные меры финансовой поддержки, оцениваемые в 15,5% ВВП (без средств ЦБ), существенно усиливают риски разбалансировки экономики, особенно учитывая уже накопленные дисбалансы в бюджетной сфере. По оценке министерства экономики Бразилии, на фоне глобального кризиса и падения цен на нефть (Бразилия является нетто-экспортером нефти, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте страны превышает 13%) дефицит госбюджета в 2020 г. может увеличиться до 12,7%, а госдолг возрасти до 90,8% ВВП [15. P. 6-7].

Оценки Всемирного банка, опубликованные 15 апреля 2020 г. в специальном докладе, посвященном влиянию COVID-19 на экономику Латинской Америки, не намного оптимистичнее: в 2020 г. бразильская экономика войдет в рецессию, ВВП сократится на 5%, дефицит федерального бюджета возрастет до 8,9%, госдолг - до 85,9% ВВП. В социальном плане страна окажется отброшенной на десятилетие назад: доля людей, живущих ниже уровня крайней бедности (1,9 долл. США в день по ППС), достигнет  7% [19. P. 55].

Таблица 2.

Ключевые макроэкономические показатели Бразилии в 20172022 гг.

Показатель

2017

2018

2019

2020 прогноз

2021 прогноз

2022 прогноз

ВВП (изменение в %)

1,3

1,3

1,1

-5,0

1,5

2,3

Инфляция (%)

3,4

3,7

3,7

3,4

2,9

3,2

Баланс федерального бюджета (% ВВП)

-8,0

-8,1

-6,5

-8,9

-6,0

-7,0

Государственный долг (% ВВП)

73,7

76,5

75,8

85,9

87,5

89,8

Счет текущих операций (% ВВП)

-0,7

-2,2

-2,7

-1,4

-1,6

-2,1

Уровень крайней бедности, %

4,4

4,4

4,4

7,0

6,5

6,3

Источники: составлено по: 19. P. 55.

 

Рост недовольства курсом Ж. Болсонару и разочарование в его политике, особенно в период COVID-19, окажут существенное влияние на настроения правящей политической элиты. Конфликт Болсонару с членами кабинета министров и руководством крупнейших штатов вокруг мер по преодолению последствий коронавирусной инфекции лишь усилит противодействие во многом непоследовательной и непродуманной политике президента.

Примерно к середине президентского срока (президент Бразилии избирается всеобщим голосованием на четыре года с правом переизбрания на второй срок подряд) может наступить переломный момент в  политических предпочтениях бразильского электората. Это будет обусловлено вероятной эрозией позиции действующей администрации, показавшей отсутствие координации различных уровней власти в кризисной ситуации, а с другой стороны – частичным восстановлением влияния левой оппозиции и необходимостью усиления госрегулирования для вывода экономики из рецессии. При этом нельзя забывать, что даже в крайне сложной ситуации, сложившейся в канун выборов 2018 г., левого конкурента Болсонару Ф. Аддада поддержало немногим менее половины электората [1. С. 97].

Литература

1. Бразилия: смена приоритетов в новом политическом цикле / рук. проекта Симонова Л. Н. М. : ИЛА РАН, 2019.

2. Власти Бразилии намерены приватизировать 16 госкомпаний // Вести. Экономика. 2019.  22.08. – https://www.vestifinance.ru/articles/123768 (дата обращения: 30.04.2020).

3. В Бразилии губернаторам дали право самим определять карантинные меры // РИА Новости. 2020. 16.04. – https://ria.ru/20200416/1570132851.htm (дата обращения: 07.05.2020).

4. Китай и Бразилия запустили исследовательский спутник CBERS-04A // ТАСС. 2019.  20.12.  – https://tass.ru/kosmos/7387859 (дата обращения: 30.04.2020).

5. Коммерческие пуски с космодрома Алкантара в Бразилии могут начаться в 2022 году // ТАСС. 2020.  13.01. – https://tass.ru/kosmos/7506523 (дата обращения: 30.04.2020).

6. A Reconstrução do Estado. Ministério da Economia. 2020. 22.04. – https://www.gov.br/economia/pt-br/centrais-de-conteudo/apresentacoes/2020/a-reconstrucao-do-estado-seddm-22-04-2020-1.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

7. Balança comercial brasileira: Acumulado do ano. Jan/Dez de 2019. – http://www.mdic.gov.br/index.php/comercio-exterior/estatisticas-de-comercio-exterior/balanca-comercial-brasileira-acumulado-do-ano (дата обращения: 30.04.2020).

8. Boletim de Investimentos Estrangeiros – Países Selecionados. Ministério da Economia. 2019. № 3. – http://www.economia.gov.br/central-de-conteudos/publicacoes/boletim-de-investimentos-estrangeiros/ (дата обращения: 30.04.2020).

9. Brazil: Macroeconomic Monitor and Reform Agenda. Ministério da Economia. 2020. 11.02. – https://www.gov.br/economia/pt-br/centrais-de-conteudo/publicacoes/publicacoes-em-outros-idiomas/brazil-macroeconomic-monitor-and-reform-agenda/brazil-monitor-_-feb-11-2020-_-17h20m11s.pdf/view  (дата обращения: 30.04.2020).

10. Brazil’s Policy Responses to COVID-19. Ministry of Economy. 2020. 28.04. – https://www.gov.br/economia/pt-br/centrais-de-conteudo/publicacoes/publicacoes-em-outros-idiomas/covid-19/covid-19-2020-04-24-brazil-policy-measures-1830-1.pdf/view (дата обращения: 04.05.2020).

11. China põe US$ 100 bilhões de fundos à disposição do Brasil // InfoMoney. 2019. 15.11. – https://www.infomoney.com.br/politica/china-coloca-us-100-bilhoes-a-disposicao-do-governo-bolsonaro-apos-encontro-dos-brics/ (дата обращения: 30.04.2020).

12. Desafios à entrada do Brasil na OCDE são tema de encontro com Movimento Brasil Competitivo. – http://www.economia.gov.br/noticias/2020/01/desafios-a-entrada-do-brasil-na-ocde-sao-tema-de-encontro-com-movimento-brasil-competitivo (дата обращения: 30.04.2020).

13. International Monetary Fund. World Economic Outlook, April 2020. Chapter 1. –https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020 (дата обращения: 30.04.2020).

14. Macroeconomic Outlook – April 2020. Ministry of Economy. 2020. 09.04. –

http://www.fazenda.gov.br/centrais-de-conteudos/publicacoes/conjuntura-economica/panorama-macroeconomico/2020/panmacro_spe_slides_english-version-april2020.pdf/view (дата обращения: 30.04.2020).

15. Medidas Econômicas de Combate à Covid-19 – Brasil e Avaliação Internacional. Ministério da Economia. 2020. 15.04. – https://www.gov.br/economia/pt-br/centrais-de-conteudo/apresentacoes/2020/2020-04-15-medidas-enfrentamento-da-crise-1530hs.pdf/view (дата обращения: 04.05.2020).

16. O que pensam os internautas paulistanos sobre os impactos do coronavírus. – https://www.ibopeinteligencia.com/noticias-e-pesquisas/o-que-pensam-os-internautas-paulistanos-sobre-os-impactos-do-coronavirus/(дата обращения: 04.05.2020).

17. Panorama Macroeconômico – Febrero 2020. Ministério da Economia. 2020. 11.02. – http://www.fazenda.gov.br/centrais-de-conteudos/publicacoes/conjuntura-economica/panorama-macroeconomico/2020/panmacro_spe_slides_-fevereiro2020.pdf/view (дата обращения: 30.04.2020).

18. Tarifas de Trump surpreendem governo brasileiro e são vistas como reação a flerte com China // Jornal do Brasil. 2020. 29.01. – https://www.jb.com.br/economia/2019/12/1020630-tarifas-de-trump-surpreendem-governo-brasileiro-e-sao-vistas-como-reacao-a-flerte-com-china.html  (дата обращения: 30.04.2020).

19. World Bank. The Economy in the Time of Covid-19. LAC Semiannual Report. April 2020. Washington: World Bank, 2020. – https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/33555 (дата обращения: 04.05.2020).

20. WTO Press Release. Trade set to plunge as COVID-19 pandemic upends global economy. 2020/ 08.04.  – https://www.wto.org/english/news_e/pres20_e/pr855_e.htm (дата обращения: 30.04.2020).

21. 38% consideram administração de Bolsonaro ruim ou péssima. – https://www.ibopeinteligencia.com/noticias-e-pesquisas/38-consideram-administracao-de-bolsonaro-ruim-ou-pessima/ (дата обращения: 30.04.2020).

 

 

 

комментарии - 0
Мой комментарий
captcha